home
А БЫЛ ЛИ МАСТЕР?

Радио "Ретроклуб" продолжает знакомить своих слушателей с миром аналогового звука. Небольшой рассказ о мастер-лентах начнем с обзора профессиональной техники магнитной записи.


СТУДИЙНЫЕ МАГНИТОФОНЫ

Это особый класс устройств, отличающийся от оборудования бытового назначения техническими характеристиками, массо-габаритными показателями и ценой. Благодаря массовому отказу вещательных и производственных компаний от аналогового оборудования на рубеже веков, профессиональные магнитофоны стали доступны широкому кругу коллекционеров и любителей, многократно вырос рынок студийных записей на лентах.

Технические характеристики магнитофонов для записи и воспроизведения фонограмм на радио, телевидении, в студиях грамзаписи СССР в 80-х годах регламентировал ГОСТ 12107-85, характеристики фонограмм - отраслевой нормативный документ ПТЭ-82. Соответствие характеристик магнитофонов требованиям ГОСТ 12107-85 (класс I - студийные) или ГОСТ 24863-87 (бытовые) определяло тогда, определяет и сейчас область их применения.

Mechlabor STM-610
в аппаратной оцифровки
Studer A80
студийный мастер-рекордер
Магнитофоны МЭЗ-109
в эфирной аппаратной радио (80-е годы)

Сравнительные характеристики
студийных / бытовых магнитофонов:
cкорости движения ленты:
38/19/9 см в сек. / 19/9/4 см в сек.
предельное отклонение скорости:
± 0,3% / ± 1-2%
коэффициент детонации, не более:
± 0,04..0,1% / ± 0,08..0,4%
отношение сигнал/шум, не менее:
-66..-64 dB / -60..-46 dB

Cтудийные магнитофоны имеют низкий уровень нелинейных искажений, неравномерность АЧХ в пределах ± 1 dB, в них используются симметричные входы-выходы с номинальными уровнями +4..+6 dBu (1,23..1,55V). У бытовых моделей входы-выходы несимметричные, номинальный уровень -10 dBV (316mV). Для профессиональных устройств обязательны CCIR/NAB схемы коррекции АЧХ тракта воспроизведения, "сквозной канал" запись-воспроизведение. Уcтановочные регулировки выходных уровней и АЧХ, уровней записи, токов стирания и подмагничивания доступны либо с передней панели, либо через РС-интерфейс. Две дорожки в режиме "стерео" работают на всю ширину ленты, регламентируются уровни намагниченности ленты на частоте 1000 Гц: 320 или 510 нВ/м, магнитофоны работают с более толстой лентой (до 55 микрон), с катушками и рулонами диаметром до 355 мм, с креплениями NAB и AEG.


МАСТЕР-ЛЕНТЫ И КОПИИ

Во времена аналогового производства, категория Master назначалась ленте после записи на неё сигнала программы, произведения, альбома. Если сигнал был уникальным (результат сведения "живого" концерта, многоканальной фонограммы), ленте присваивался статус Original Master. В целях безопасности и для сохранности единственного уникального экземпляра, с него делались немногочисленные копии, которые могли иметь атрибуты Dubbing Copy, Master Copy.

Далее, при воспроизведении этих "первых" копий осуществлялся мастеринг - частотная (EQ), динамическая (DRC) коррекция аудиосигнала под каждую конкретную задачу: производство пластинок, тиражирование кассет, тиражи для радио- телекомпаний и т.д. Результаты мастеринга записывались на ленту, копировались в необходимых количествах и отправлялись на предприятия со статусами Production Master и Distribution Master.

Подведём итог:

Мастер-лент со статусом Original Master в обороте и в доступе нет, поскольку это немалая ценность и актив для звукозаписывающей компании, либо владельца прав. Ценность, надежно скрытая от посторонних глаз и тщательно охраняемая. В обороте находятся исключительно копии уровня Production Master и копии с них. Определить номер копии предлагаемой фонограммы относительно Original Master невозможно, но можно обратить внимание на общий уровень шума, либо на присутствие фильтра подавления шумов. Если спектр фонограммы имеет резкую границу, не содержит всплесков и шумов выше 22 кГц, скорее всего запись на ленту сделана с CD. Мы изучили и выделили несколько категорий аналоговых записей, доступных сегодня. Фонограммы из этих категорий "Ретроклуб" использует для пополнения своей фонотеки.


СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ КОПИИ

Сегодня в мире около 30-ти профессиональных студий занимаются тиражированием фонограмм уровня 38/2. К ленте с записью прилагается сертификат, подтверждающий легальность копии, документ содержит информацию об источнике, рекордере, прочие важные подробности. Варианты копирования: 1). Перезапись c копии Original Master. 2). Оцифровка копии, коррекция EQ/DRC, затем воспроизведение файла через качественный ЦАП и тиражная запись. Качество таких записей, как правило, отличное, либо хорошее: частные студии дорожат клиентами и репутацией. Минусы - цена.

PRODUCTION, DISTRIBUTION, WORKING... MASTERS??

Ленты категории Production Master приобретались радио- и телестанциями по всему миру для проиводства программ и наполнения эфира. Это вторые и более копии, выполненные с Original Master. Копии со специальной коррекцией EQ/DRC, служили исходными материалами для изготовления грампластинок, тиражей кассет. Сегодня этим лентам по 30..50 лет и они продаются на Internet-площадках. При покупке у случайных продавцов есть вероятность получить подделку, записанную с CD и оформленную "под старину".

СТУДИЙНЫЕ ДУБЛИ ГОСТЕЛЕРАДИО

Музыкальные произведения, спектакли и радиопрограммы в 60..80-е годы тиражировались ГДРЗ и централизованно рассылались из Москвы в республиканские и областные телерадиокомитеты. Фонограммы ("дубли с оригиналов", фактически вторые - третьи копии) предназначались для создания программ регионального вещания. Активно эксплуатировались: степень износа носителя прямо пропорциональна популярности записи. Сегодня коллекционерам доступны редкие экземпляры таких лент.

КОПИИ ОТ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

В Сети можно найти множество предложений по изготовлению "копий с мастер-лент" по привлекательным ценам от владельцев частных коллекций. Следует помнить о рисках: сертификата скорее всего не будет, поскольку нет лицензионного договора с правообладателем. Фактический номер копии установить невозможно, поэтому в списке предлагаемых записей всегда будет указан номер копии с "мастера": 1 или 2. Звучать купленная запись может на "отлично", но при изучении спектра может оказаться, что она сделана с CD, MP3 или с Apple Music и содержит "водяные знаки".

АМЕРИКАНСКИЕ ТИРАЖНЫЕ КОПИИ

В 50..70-х годах в США массово производились 2-х и 4-х дорожечные тиражные копии на катушках. Предназначались для домашнего использования на скоростях 19 и 9 см/сек. Сегодня эти ленты доступны, представленный ассортимент достаточно большой и самое главное - физическое состояние, качество большинства записей весьма приличное и превосходит качество винила. Именно поэтому мы решили поставить тиражные копии США в один ряд с вышеперечисленными фонограммами.


Как звучит лента? Перед вами несколько оцифровок с лент 1/4", файлы для прослушивания: wav 96/24 и 44/24.

Ежедневно в программе "Ретроклуба" - музыка самых разных жанров со студийных магнитных носителей!

#
Название
Год записи
Магнитофон
Скорость
АЦП
 
1.
Алла Баянова
1985
STM-610
15ips 2track
Lynx Aurora
2.
ДДТ
1988
Studer A812
15ips 2track
AVID
3.
Аквариум
1986
Studer A812
15ips 2track
AVID
4.
Tommy Schneider
2019
STM-610
15ips 2track
Lynx Aurora
5.
Александр Градский
1991
STM-610
15ips 2track
Lynx Aurora
6.
КИНО
1983
Studer A810
15ips 2track
Lynx Aurora
7.
Владимир Высоцкий
1974
STM-310
15ips 2track
RME Babyface Pro
8.
Алла Пугачёва
1977
STM-310
15ips 1track
RME Babyface Pro
9.
Георг Отс
1961
STM-610
15ips 2track
Lynx Aurora
Production Master:
"исходник" для пластинок
Production Master:
"исходник" для пластинок
Лента с записью
38/2 из Венесуэлы
Тиражные копии
ГДРЗ (70-е годы)
Тиражная копия 19/4
США, 60-е годы
Катушка с лентой
Музыка Victor Vanacore
Ацетатная лента
ТИП-6 (55 мкм)
Тиражная копия 19/4
США, 60-е годы
Система тиражирования
компании Crown, США
КАК РАСПОЗНАТЬ ПОДДЕЛКУ ?

Подделкой под "копию с мастер-ленты" будем считать запись на ленту на скорости 38,1 см/сек, в качестве источника для которой была использована не лента, а аудиофайл с худшими техническми характеристиками по сравнению с показателями профессиональной аналоговой магнитной записи. В категорию таких файлов можно отнести все lossy-файлы, а также lossless-файлы с частотой дискретизации 44100 Гц и треки с CD.

Подделкой не является: запись на ленту на скорости 38,1 см/сек, в качестве источника для которой был использован аудиофайл, имеющий технические характеристики, сравнимые или превышающие параметры студийной магнитной записи и полученный в результате профессиональной оцифровки копии мастер-ленты. К таким файлам можно отнести lossless-файлы с частотами дискретизации от 96000 Гц и с количеством уровней квантования не ниже 24-bit.

Очень часто для изготовления подделок используются файлы, в которых максимальные значения частот не превышают 22 кГц. Спектры таких фонограмм имеют резко выраженную границу ограничения частоты и это обзательно будет отражено в записи на ленте, поскольку верхняя граница диапазона частот для скорости 38,1 см/сек. немного выше 22 кГц. Для установления истины достаточно оцифровать фрагмент с параметрами 96/24 и изучить спектр. Резкая граница у отметки 22 кГц будет свидетельствовать о том, что источником была не лента. Плавная граница затухания спектра в диапазоне от 18 до 22 кГц также должна насторожить, т.к. эффект мог быть получен в результате использования фильтра ВЧ в аудиоредакторе для уменьшения резкости границы. На практике, копии с лент не имеют подобных ограничений. "Изъеденный" участок спектра в области 16-20 кГц говорит о том, что в качестве источника был использован lossy-файл.

На первом скриншоте представлен спектр заведомо истинной аналоговой копии, сделанной Государственным Домом Радиовещания и Звукозаписи в 1980-м году. Спектр не имеет резких границ и не зашумлен, что свидетельствует о "близости" к оригиналу (предположительно третья копия).

Оцифровка 96/24: STM-610 с новыми УВ (вторая версия). Коррекция CCIR. Настроен по ЛИМ.2У.и Ч.38 ГДРЗ (1991 год). АЦП: RME Babyface Pro FS. ПО: Adobe Audition 22.00.96.


Это скриншот спектра подделки. Оцифровка 96/24: STM-610 с новыми УВ (вторая версия). Коррекция CCIR. Настроен по ЛИМ.2У.и Ч.38 ГДРЗ (1991 год). АЦП: Lynx Aurora(n) 8 USB. ПО: Adobe Audition 22.00.96.

Источником для первоначальной записи служил lossy-файл: по характеру повреждений спектра в диапазоне 16-20 кГц можно предположить, что был использован Ogg Vorbis - алгоритм компрессии аудиоданных с потерями.

Спектр зашумлен, что свидетельствует о том, что это далеко не "первая" копия, даже с сомнительного "оригинала". Заметна разница в уровне шумов в левом и правом канале в области ВЧ, разница в интенсивности окраса спектра говорит о том, что АЧХ тракта как минимум одного магнитофона, задействованного в цепочке копирования, в области ВЧ не была настроена должным образом: в левом канале уровни ВЧ заметно выше.

Несмотря на то, что субьективно звук с ленты был сравним со звуком этого же альбома, изданного на CD и не содержал каких-либо заметных артефактов, результат изучения спектра не мог не омрачить впечатления о покупке и о самом продавце. Считаю, что подобный опыт может оказаться полезным любителям магнитной записи при аналогичных приобретениях.

P.S. Когда эта страница была свёрстана, я совершенно случайно открыл для себя кладезь интресной и полезной информации по данной тематике: посты Дмитрия BigD - автора, эксперта на портале STEREO.RU, с наивысшим рейтингом.
Отличный познавательный материал для всех, кто интересуется темой аналоговой магнитной записи!

А. Соболев, автор проекта "Ретроклуб."




© Радио "Ретроклуб" 2020-2023
e-mail: info@retroclub.online
Все права защищены